Комикс в России


В России первым своеобразным комиксом был лубок, для которого весьма характерны лаконичность, доходчивость и емкость образов, а также простота их исполнения. Изначально лубок был одним из народных видов творчества, сегодня его традиции возрождают в своих работах некоторые современные художники. Собственно название «лубок» возникло лишь в XIX веке, а до этого мастера называли свои картины «потешными листами», «фряжскими», «простовиками». Использовались лубки для представления различной информации – азбук, календарей, травников, а также былин и сказок, которые наиболее близки к комиксам. Популяризации этих картинок мы обязаны старообрядцам, которые через них пытались выразить какие-либо сюжеты или идеи.

На рубеже XIX и XX веков свет увидела серия открыток, отпечатанная в типографии Голике, и именно её считают первым русским комиксом. К сожалению, сами открытки не сохранились, однако Владимир Набоков в своем романе «Пнин» подробно описал некоторые из них.

Следующий этап, уже советский, - Окна сатиры РОСТА. Созданные советскими художниками и поэтами плакаты носили агитационный характер и были в цель меткой сатирой. Маяковский, Кукрыниксы, Малевич и многие другие известные деятели культуры и искусств принимали участие в их рисовании.

В дальнейшем в России появились уже полноценные комиксы – сначала – в журналах для детей, а затем - во взрослых юмористических изданиях и в качестве сатирических иллюстраций к статьям. Выпускаемый с 1956 года журнал «Веселые картинки» большей частью был комиксом, а другие подобные печатные издания брали с него пример.