Комиксы в России

Известная мысль, что текстоцентричная культура погибнет, уступив место обилию визуальности и аудиальности, сдает свои позиции. Комиксы — ?один из примеров визуальности —? едва ли можно назвать популярными.

Развивающийся параллельно с кинематографом комикс стал в США настоящим открытием: поколения воспитывались на историях в картинках, впитывая национальные мифы. Практически вся история американцев получила свое отражение в комиксах. И хотя параллели между американскими комиксами и российскими веселыми картинками или лубочной живописью находятся достаточно просто, рисованные истории в России никогда не имели большого распространения.

Частично это было связано с активной пропагандой чтения и литературы в Советском Союзе. Еще больше —? с развитием кинематографа, которое “из всех искусств является важнейшим”, по словам В. И. Ленина.

Сейчас возникает все больше ценителей комиксов, но они продолжают оставаться маргинальными для общества. “Хранители”, известный комикс Алана Мура, в России стал известен, в основном, благодаря одноименному блокбастеру.? Любовь к японским комиксам манга оказывается привилегией отдельных студентов и школьников. Самый посещаемый юмористический сайт Рунета bash.org.ru, предоставляющий свои анекдоты и цитаты для сюжетов комиксов, оказывается в разы популярнее визуальных аналогов: запрос “comicsia.ru” в Яндексе дает 74 показа в месяц, в то время как текстовый оригинал запрашивали 28 732 раза.

Все очень просто. В Штатах есть люди, которым нужно заработать деньги. Вот они и зарабатывают. Кто-то на комиксах, кто-то еще на чем-то. В нашей стране же очень ленивый народ, та горстка людей, которые пытаются что-то сделать, —? невелика.

Во-вторых, в нашей стране все делается с позиции глав государства. Это было всегда так. Если в Америке человек заинтересовался чем-то, начал работу в этом направлении и в конечном счете сделал бизнес, то в нашей стране это будет развиваться, только если глава государства скажет, что это хорошо и круто. Если поддержки не будет, то бизнес не найдет никаких выходов и никакого развития.

Когда комикс появлялся на рынке, он всегда загибался. Был отличный проект, назывался журнал “Велес”, крайне популярный. Я в первый раз увидел его в ларьке, в захолустном городке, когда мне было лет 12-15. Именно тогда я начал увлекаться комиксами. Но журнал провалился, хотя фирма существует и до сих пор. Наступил 1998 год, дефолт, и все развалилось. Эта маленькая сибирская фирма просто не смогла справиться с кризисом.

Я не думаю, что есть какие-то объективные факторы, препятствующие развитию комиксу. Единственные факторы —? это как на комиксы смотрит власть и есть ли инициативные люди. Инициативных людей у нас мало, а власть смотрит очень жестко.

При этом я не думаю, что власти комиксы не нравятся. Была такая ситуация, когда Медведев случайно в разговоре сказал, что для образовательных и культурных целей могут быть применимы любые средства, что бы то ни было, пусть даже комиксы. Эта фраза буквально мгновенно влетела в интернет. Все, кто связан с комиксами, воспрянули духом. Появились разнообразные проекты, в том числе связанные с властью. Я знаю, что в Нижегородской области появился комикс, главным героем которого был губернатор.

Кто-то из властных иерархов сказал — ?и сразу появился интерес, сразу все в ажуре. Но если бы в тот момент, когда Медведев это сказал, появилось много людей, которые могут что-то сделать и предложить, пошла бы настоящая волна. Но людей оказалось немного, и волна не поднялась. Кроме того, комиксы —? жертвы стереотипов, причем их иногда распространяют сами комиксисты. Не буду называть имена, но есть люди, которые произносят такие фразы, как: “Говорят, что комиксы — ?это картинки для дебилов, но мы так не считаем”. Спрашивается: зачем они эту фразу тиражируют? Это нехороший момент.

Источник: http://mnenia.ru